logo
Сельская модельная библиотека
села Новые Татышлы
муниципального района Татышлинский район
Республики Башкортостан
header img

135 лет со дня рождения Антона Семёновича Макаренко

#Новотатышлинскаясельскаямодельнаябиблиотка

#ГодПедагогаНаставника

“Педагог – не звание , педагог призвание” 135 лет со дня рождения А.С. Макаренко – талантливого педагога – новатора, писателя.

Антон Макаренко родился 13 марта 1888 года в селе Белополье Сумского уезда Харьковской губернии. Мальчик с детства отличался очень слабым здоровьем, редко общался со сверстниками, предпочитая всё время проводить за книгами. В семье была неплохая библиотека, которую собирал отец.
В 1895 году Антон поступил в начальную школу, где сильно выделялся на фоне других учеников своими знаниями. После переезда семьи в Крюков он продолжил образование в Кременчугском четырёхклассном городском училище, которое окончил с отличием в 1904 году. Затем поняв, что его привлекает педагогика, поступил на одногодичные педагогические курсы. Работал преподавателем в Крюковском железнодорожном училище. Через несколько лет поступил в Полтавский педагогический институт, который окончил с золотой медалью. (1917).
Одновременно с учёбой Антон Макаренко пробует свои силы в литературе. Он отправил писателю Максиму Горькому рассказ «Глупый день», который тот безжалостно раскритиковал. Несмотря на критику, Антон Семёнович всю свою жизнь дорожил их дружескими отношениями.
Во время Первой мировой войны был призван в армию, но из-за слабого зрения его в скором времени демобилизовали. А.С. Макаренко продолжил свою педагогическую деятельность в железнодорожной школе при вагоноремонтных мастерских.
В 1919 году он переехал в Полтаву, получил назначение от губернского отдела народного образования возглавить трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей.
У Макаренко была собственная система перевоспитания трудных детей, которую он сумел применить на практике в колонии. Суть его метода состояла в формировании из трудных подростков групп, которые сами будут заниматься обустройством своего быта. В 1921 году колонии было присвоено имя А. М. Горького.
Через пять лет колонию перевели в Куряжский монастырь под Харьковом. А.М. Горький интересовался педагогической деятельностью А.С. Макаренко, оказывал ему всяческую поддержку, рекомендовал заняться творчеством. Большим событием для воспитанников стал приезд Горького в колонию в 1928 году. Он написал статью о своих впечатлениях, где охарактеризовал А.С. Макаренко как педагога нового типа.
Около года Макаренко совмещал руководство двумя учреждениями — Колонией им. Горького и Коммуной им. Ф.Э. Дзержинского (1927–1928). Затем полностью сосредоточился на работе в Коммуне и до июля 1935 года был заведующим педагогической частью.
Коммуна представляла собой экспериментальное учебно-воспитательное заведение. При ней в 1930 году был открыт рабочий факультет Харьковского машиностроительного института, в 1932 году — завод электроинструментов, затем завод плёночных фотоаппаратов. Дела в Коммуне шли настолько успешно, что она первой в СССР среди детских заведений стала полностью себя обеспечивать. А в 1934 году в ней открылась средняя школа. Коммуне им. Ф.Э. Дзержинского Макаренко посвятил книгу «Марш 30 года» (1930).
Антон Семёнович, осмысляя свой опыт работы с малолетними преступниками, ещё в 1925 году приступил к написанию «Педагогической поэмы». Этот труд занял несколько лет: с 1927 по 1932 годы он работал над характеристиками типов и прототипов для «Педагогической поэмы», в 1933 году закончил первую часть и передал её в Москве А. М. Горькому
Первая часть «Педагогической поэмы» была издана в 1933 году. В то же время А. С. Макаренко написал пьесу «Мажор» и под псевдонимом Андрей Гальченко представил её на всесоюзный конкурс пьес. Жюри конкурса одобрило пьесу (её издали в 1935 году).
В 1934 году Макаренко приняли в Союз советских писателей. Тогда же была закончена вторая часть книги. Рукопись также была отправлена на редакцию А. М. Горькому, который внёс свои замечания и поправки. Все части своей «Поэмы» Макаренко отправлял Горькому, но больше всего тому понравилась именно третья часть, где он отметил её особенную ценность и горячо поздравил с написанием хорошей книги. Отдельным изданием «Педагогическая поэма» вышла в Гослитиздате в 1935 году.
Выход «Педагогической поэмы» высоко оценили многие известные современники: педагоги, писатели и др. По мере её переводов на другие языки, знакомства с нею новых читателей, интерес к новаторскому подходу в перевоспитании трудных подростков ширился. А.С. Макаренко приглашали читать лекции в пединститутах, школах, он встречался с литераторами и критиками в Доме писателей Союза советских писателей в Москве.
Тем не менее, с самого начала некоторым руководителям народного образования система Макаренко категорически не нравилась, что привело к его увольнению из Колонии (1928), Коммуны (1935) и прекращению в них новаторского для того времени воспитательного опыта. После увольнения из Коммуны его назначили помощником начальника отдела трудовых колоний Народного комиссариата внутренних дел УССР в Киеве.
Смерть А.М. Горького стала огромным ударом для А.С. Макаренко. Он написал несколько статей, посвящённых великому писателю: «Максим Горький в моей жизни», «Мой первый учитель» и «Близкий, родной, незабываемый».
Работая в Наркомате внутренних дел, А.С. Макаренко по совместительству заведовал колонией в Броварах, недалеко от Киева. Он мечтал распространить свой опыт на другие исправительные учреждения Украины, но его подходы и методы были слишком прогрессивны для того времени и расходились с практикой советской педагогики. Зимой 1937 года он решился на переезд в Москву.
В дальнейшем Макаренко сосредоточился на литературном творчестве, активно писал очерки, рассказы, общественно-политические, педагогические, публицистические и критические статьи, публикуя их в газетах и журналах. Особенное внимание Макаренко уделял воспитанию в семье, им был написан цикл лекций, а также одна из известных книг — «Книга для родителей» (в соавторстве с женой Г. С. Макаренко).
Согласно этой книге, для лучшей адаптации ребенка в социуме ему, словно воздух, с ранних лет нужен коллектив. Большую роль играет и возможность свободной реализации своих способностей и талантов. Каждый подросток должен уметь самостоятельно зарабатывать на свои нужды.
К числу известных художественных произведений А. С. Макаренко принадлежат: роман «Флаги на башнях», повесть «Честь».
В начале 1939 года Макаренко наградили орденом Трудового Красного Знамени.
Антон Семёнович Макаренко скоропостижно скончался на ст. Голицыно Белорусско-Балтийской железной дороги 1 апреля 1939 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Выдающиеся достижения Макаренко в области воспитания и, в частности, перевоспитания беспризорников и трудных подростков, позволили ему стать одной из значимых фигур в мировой педагогике.
По произведениям А.С. Макаренко были сняты одноимённые художественные фильмы — «Педагогическая поэма» (1955) и «Флаги на башнях» (1958).
В советское время существовала Премия им. А. С. Макаренко по педагогике.
13 марта 1988 года ЮНЕСКО включило имя Антона Семеновича Макаренко в число великих педагогов мира. Его книга «Педагогическая поэма» переведена на 36 языков.
Педагогическое наследие А.С. Макаренко актуально и в современных условиях, развивается Макаренковское педагогическое движение. В 2021 году Российская Макаренковская ассоциация учредила Медаль А.С. Макаренко «За заслуги в области образования и педагогической науки».